Главная » Статьи » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Новые требования к учителю начальных классов
  
      Новые требования к учителю начальных классов
в условиях внедрения ФГОС НОО
 Рахима Арсланова –
методист ИМО ГМЦ по Советскому району
 
  Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Для образования становится приоритетным формирование личности, чувствующей многомерность человеческого пространства. В условиях внедрения ФГОС второго поколения к каждому учителю, а в особенности учителю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. . Татарский просветитель Р.Фахреддин писал : « Самое ценное и дорогое в деятельности педагога – это, возможно, не дать готовые знания, а заложить поисковое зерно, научить ребенка находить то, что ищет, показать пути их поиска ». Учитель должен отказаться от традиционных уроков и проводить инновационные, которые имеют нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем.. В современной школе ученик должен стать активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение.
В общеобразовательных учреждениях Советского района деятельность учителей осуществляется на основе различных моделей обучения, которые по своей сути имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Это традиционные и развивающие программы обучения.
Традиционные программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Успешно работают по традиционной программе «Школа России» (под ред. А. Плешакова), основная цель которой заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах» общеобразовательные учреждения №№ 72,11,169,86,171,175. Учитель высшей квалификационной категории школы №86 Шихранова Л.Д утверждает,что эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.
В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения (математика – автор М.И. Моро, русский язык – автор Т.К. Рамзаева), которые направлены на развитие познавательных способностей ученика. Опытом своей работы по УМК « Школа России» могут поделиться такие педагоги как Шихранова Л.Д ( шк.№86), Ярцева С.Г.( шк.№ 72) Малышева Т.Н. и Марьина Л.Ш.( шк.№22) и другие
С успехом практикуется в начальных классах МОУ №144, 47, 167.учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (Математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (Русский язык), О.В. Кубасова (Литературное чтение), О.Т. Поглазова (Окружающий мир), Н.М. Конышева (Трудовое обучение) Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы Н.Б. Истоминой удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.
Основной идеей программы является всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности, которые соответствуют основным требованиям ФГОС второго поколения. Педагоги, работающие по УМК «Гармония» уделяют большое внимание созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом. Они отмечают, что материал комплекта хорошо адаптирован для школьников. Положительным является то, что идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой и родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Существенно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Учителя начальных классов отмечают и некоторые недостатки этого УМК: по математике (автор Истомина Н.Б.) решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов. В этой ситуации от учителя требуется внимательность, серьезный подход и профессионализм.
Заслуживают внимания многолетний опыт работы по УМК « Гармония» учителей начальных классов: Соколовой Э.М.( шк.№144), Ганатовской С.В., Нуреевой З.Г. ( шк.№47), Хайрутдиновой Р.К.(шк.№167) и др.
Главное преимущество учебно-методических комплектов «Школа -2000» « Школа - 2100», по которой успешно работают г. .№8,140,20 л.№121, 159, школы № 141,167 , заключается в том, что все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этих образовательных программ является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Здесь не даются готовые правила и выводы. Эти программы направлены на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти и способствуют социализации личности младшего школьника. Нужно отметить результативную работу, на основе системно - деятельностного подхода учителей начальных классов шк.№141- Сулеймановой З.С., Габидуллиной А.М., Серегиной Н.А., л.№159- Соколовой О.Н., Вафиной Г.И.,шк.№167 – Сульчаковой Е.Ю. и др., учащиеся которых принимают активное участие и показывают хорошие результаты на различных конкурсах, научно- практических конференциях не только районного, но и городского и Всероссийского уровней.
Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века» (под ред. Н. Виноградовой), который направлен на обеспечение «мягкой» адаптации детей к новым для них условиям школьной жизни, успешно реализуется в школах №№ 15,174,167.
Материал, входящий в УМК рассчитан на сильных, эрудированных детей. От учителя начальных классов во многом зависит с каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу. Формирование универсальных учебных действий является основным требованием Стандарта, поэтому, главной целью учителя является – научить ребенка учиться. Право ребенка на свою индивидуальность реализует комплект Виноградовой: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).
Следует отметить положительный опыт работы по УМК «Начальная школа ХХI века» Плетнева И.Ш., учитель СОШ №167, Королева Л.В., учитель СОШ №174 и другие
Первый комплект учебников и программ для начальной школы, в которых полностью реализован государственный стандарт, это- «Планета знаний». Уже несколько лет этот УМК успешно реализуется в л.№121, 149, школах №174,175. Учитель начальных классов высшей квалификационной категории ЦО №178 Хафизова Р.Р.считает программу интересной, предусматривающей исследовательскую, проектную деятельность учащихся. Помимо хороших текстов по чтению, составлены интересные вопросы, развивающие задания. Ребенок должен сам придумать сказку, домыслить текст, сделать рисунок. Математика интересна тем, что каждое задание подводит ученика самостоятельно к ответу, а не как в традиционной программе: учитель объяснил – ученик выполнил. Хафизова Р.Р. чтобы заинтересовать учащихся, использует и различные формы поощрения, а не только отметки. «Планета знаний» не перегружает учащихся.. Учась по этой программе, дети заметно отличаются от тех, которые учатся по классической. По мнению специалистов, в этой программе может быть только один недостаток – перестроиться учителю, который много лет проработал по традиционной программе.
Развивающую систему Л.В. Занкова, которая направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности, успешно реализуют 12 общеобразовательных учреждений: г. №№ 8,90,93,125, л.№149, школы №15,108,110,124,167,175 . Задача системы обучения – дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Эта программа направлена на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира. Отличительной особенностью системы Занкова Л.В. является обучение на высоком уровне трудности, прохождения учебного материала «по спирали». При выполнении заданий дети учатся делать теоретические выводы, творчески постигать материал. Школьники отлично умеют рассуждать, спорить, развитие их кругозора выгодно отличается от сверстников, у них выше работоспособность. Эта система направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую. Учащиеся принимают активное участие во Всероссийском марафоне учеников-занковцев. В 2009-2010 учебном году по итогам регионального этапа VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников – занковцев среди начальных классов командных мест не было,но имеются индивидуальные результаты. В номинации
« Математика» Гран-при завоевала ученица 4 класса МОУ « СОШ №15» Епишева Ксения
( Учитель - Коршунова С. Г.) Лучшими в номинациях признаны: « Литературное чтение» - Саховский Андрей. г.№93 ( учитель- Гильфанова С.В.), «Окружающий мир»- Калимуллин А.,л.№149 ( учитель - Хуснуллина С.С.) ( Приказ МО и Н РТ № 366/10 от 1.02.2010 года). В региональном этапе VIII Всероссийского интеллектуального марафона среди учащихся 5-х классов победителем признана команда учащихся Советского района ( 2 ученика из.г.№125, 1 ученик г.№93) Это результат плодотворной работы учителей начальных классов, реализующих систему развивающего обучения Л.В.Занкова: Ясавеевой Динары Масгутовны - учителя высшей кв. категории МОУ «Гимназия №125»; Гильфановой Светланы Васильевны- учителя высшей кв. категории МОУ «Гимназия №93»; Бригадновой Ольги Владимировны- учителя первой кв. категории МОУ Гимназия №93»; Епишевой Людмилы Александровны- учителя высшей кв. категории МОУ «СОШ №15»;Коршуновой Светланы Геннадьевны- учителя первой кв. категории МОУ «СОШ №15»; Хуснуллиной Сании Сангалуловны - учителя высшей кв. категории МОУ «Лицей №149» ;Багавеевой Диляры Зуфаровны - учителя высшей кв. категории МОУ «СОШ №124», Буткиной Ирины Юрьевны и Ильиной С.А. – учителя первой кв. категории МОУ « Гимназия №8»
Единственное общеобразовательное учреждение в районе – гимназия .№8 работает по развивающей системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Учитель высшей квалификационной категории гимназии Сучкова Людмила Владимировна утверждает,что
особое место в программе уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов – предельно сложный. Система обучения Эльконина- Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Учащимся и родителям эта система очень нравится и учитель не собирается от нее отказываться .
Системы обучения А.Яхина и А.Рахимова успешно осуществляются в гимназиях №20 и №90. Директор гимназии №20 Замалетдинова З.И и сама является автором учебников и дидактических материалов для начальной школы.
В условиях модернизации образования все модели обучения реализуются в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения , которые предъявляют большие требования и к профессиональному мастерству учителя. Как писал А. Макаренко: «Мастерство учителя не является каким- то особым искусством, …но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». Учителя должны систематически работать над повышением своего педагогического мастерства. Среди высказываний Дистервега есть такие слова : « Как никто не может дать другому того ,что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным образованием и воспитанием». Процесс воспитания творческих и других способностей личности только тогда достигает своей цели, если активизируется и интенсифицируется и процесс саморазвития личности. А для саморазвития своих природных задатков, включая и развитие творческих способностей, требуется целенаправленная активность, созидательная деятельность прежде всего самой личности.
Категория: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | Добавил: admin1 (14.02.2011)
Просмотров: 23005 | Рейтинг: 3.2/14
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]