Главная » Статьи » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Информатизация обучения – это современное средство управления познавательной деятельностью школьников
Ученикам, чтобы преуспеть,надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. Аристотель (384-322 до н. э.)
 
 
Ученикам, чтобы преуспеть,надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. Аристотель (384-322 до н. э.) В одном из своих интервью компьютерный гений Билл Гейтс говорил: «Мир находится на подходе ко "второй декаде" развития компьютеров, когда компьютерные технологии получат повсеместное распространение и сделают жизнь человека насыщеннее, богаче и многогранней… Нас в скором времени ожидает невиданное прежде распространение компьютеров, которое полностью изменит человеческую жизнь»… (08.01.2008 Mediactivist/ru, 08.01.2008 Dolgfactor.ru) Однако, как говорил Альберт Эйнштейн, «каждый важный успех приносит новые вопросы, а всякое развитие обнаруживает со временем всё новые и более глубокие трудности». Более шести лет назад я задалась вопросом, как сделать так, чтобы ребёнок с любым типом восприятия успешно усваивал учебный материал на моём уроке? Учителя начальных классов знают, что в классе есть ученики, которые быстрее запоминают и понимают, если им дать возможность увидеть предмет изучения, дать письменную инструкцию. Этим детям необходимы книги с картинками, чтобы понять содержание. Другим - достаточно один раз услышать, чтобы правильно выполнить задание. Они легче запоминают материал, если проговаривают вслух. Третий тип школьников успешно учится, если опирается на тактильные и кинестетические способности. Они эффективнее обучаются в действии, им необходим метод проб и ошибок. Но есть дети смешанного и комбинированного типа восприятия. Естественно, что только одной магнитной классной доской тут не обойтись. Я неплохо владею компьютером, прошла обучение на курсах «Интернет-технологии для учителя-предметника». Поэтому стала разрабатывать уроки с использованием мультимедиа. Результат был удивительным, дети (и слабые, и сильные) стали очень активны на уроках. Для многих компьютер был еще малодоступен. У одних появился познавательный интерес, для других это была игра, но игра дидактическая! На мой взгляд, положительным было и то, что я работаю в технологии деятельностного метода. Это личностно-ориентированная технология, включающая педагогику сотрудничества. Но возникала проблема, как совместить требования и цели учителя с возможностями, желаниями и целями учеников? Как сделать, чтобы объект (ребёнок) выступал и в качестве субъекта деятельности? Над этим не одно десятилетие бьются ученые-педагоги, однако без учителей-практиков эту проблему решить невозможно… Не все дети готовы работать над проблемным вопросом, тем более найти выход из проблемной ситуации – это пока объективная реальность. Но с помощью ИКТ, как «яркого пятна», возбуждающего любопытство у всех без исключения, мне удалось вызвать у ребят желание попытаться найти ответы на эти проблемные вопросы. Дети ждали мультимедийных уроков, они и на обычных уроках стали активнее… Под медиа- уроками я понимала упорядоченный набор интерактивных программ, предназначенный для наглядной демонстрации изучаемого материала. В качестве основного средства создания мультимедиа объектов я сначала выбрала продукт Macromedia Flash MX. Flash позволяет полностью контролировать процесс создания мультимедийного урока, внедрять любую графику, анимации, изменять последовательность сцен, а также с помощью несложного программирования обрабатывать события, создавать нестандартные анимации. То есть можно создать медиа-урок любой сложности и впоследствии его изменять. Но это очень кропотливая работа, требующая много времени. Поэтому я стала разрабатывать для учеников интеллектуальные игры «Самый умный» в программе PowerPoint. Дети с азартом искали ответы на вопросы, чтобы иметь возможность победить в этих играх. У многих появился познавательный интерес к учебным предметам: математике, русскому языку, литературе и окружающему миру. Ребята стали искать в энциклопедиях занимательные вопросы для игры. Однако самой большой находкой на сегодняшний день для меня стала Smart board. Дети научились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать. Smart board позволяет растянуть страницу и записать всю нужную информацию, перейти быстро на следующую, а можно показать сразу две страницы и сравнить записи. Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд. Просмотрел, отвлёкся и не знаешь, что надо записать на месте пропуска… Индивидуальная работа у доски выполняется на «Ура», т.к. делается видеозапись, которую можно потом посмотреть всем классом и оценить или показать родителям. Чтобы получить возможность поработать на такой доске, детям необходимо активно поработать устно, аккуратно выполнить работу в тетради. Равнодушных в классе не оказалось! Рисование на доске, когда можно сделать интересную заливку, да еще заставить, с помощью функции «анимация», картинку двигаться, вызывает восторг! Такая работа у доски является поощрением за успешную работу на уроке, хорошо выполненное домашнее задание и т.п. У меня в кабинете есть выход в Интернет, это позволяет нам в режиме «онлайн» решать тренировочные задания международного конкурса «Кенгуру». На доску выводятся тестовые задания с сайта «Кенгуру», дети решают их, нажимают на доске выбранные ответы, затем - «проверить». Если ответы правильные, на экране появляется фейерверк и надпись: «Молодец!» Мои ученики стали участвовать в дистанционных олимпиадах «Эйдос», в интеллектуальных конкурсах г. Обнинска. Занимают призовые места, становятся лауреатами. И это не один, не два – уже восемь человек… После исследовательской работы «Изучение жизни муравьёв…» дети объяснили так необходимость компьютера при изучении окружающего мира: «Компьютер позволил расширить поиск нужной информации, выйти в Интернет. Нам удалось найти очень много интересной текстовой информации, фотографий, видеофильмов о жизни муравьёв не только российских, но и зарубежных авторов! (Ссылка на Web- сайты и авторов обязательно была. Мы научились делать презентацию. Благодаря компьютерным технологиям смогли поделиться своими знаниями в интересной форме: используя рисунки, цифровые фотографии высокого качества, схемы, звук и видеоизображения. Во время просмотра презентации у наших одноклассников был эффект присутствия! Они были в восторге!» Конечно же, для меня, как для учителя, очень важно, чтобы дети знали меру во всём и не переходили границы дозволенного. Понимали, что нельзя прожить жизнь, не выходя из дома и не отрываясь от клавиатуры — это вредно, скучно и бессмысленно. Настоящая жизнь намного интереснее и разноцветнее, чем пребывание в цифровом вакууме. Ведь не зря сам Билл Гейтс в одном из интервью заявил, что запретил дочери постоянно сидеть за компьютером и даже создал для нее специальный график пребывания в Интернете! Но проблем с использованием ИКТ на уроке остается еще много. Когда в XIX веке австриец Петер Миттерхофер разработал пишущую машинку, специалисты Венского политехникума ответили: "Чтобы научиться печатать на машинке, требуется затратить много времени и усилий. Даже людям, подготовленным к такой работе, невозможно достичь той же скорости и надежности, что и при обычном письме". Аналогичная ситуация происходит и сегодня. Чтобы подготовить мультимедийный урок, от учителя требуются значительные временные и трудовые затраты, к которым далеко не все готовы. Поэтому большинство учителей, немного «поиграв», удовлетворив своё любопытство и амбиции, используют интерактивную доску как обычный экран для видеофильмов или готовых презентаций и не более… Я мечтаю, что очень скоро на Smart board смогут работать одновременно несколько учеников. Будет разработана система обратной проекции, что исключит тень; луч проектора не будет мешать работать на доске. Станет доступной (по стоимости) рельсовая система для доски. Убеждена, пройдет немного времени, и мы уже не сможем представить себе урок без интерактивной доски, проектора, компьютера, Интернета!.. А теперь я хочу поделиться своим опытом использования на уроке Smart board, документ - камеры и презентера. Проектор (укреплён на потолке) я подключаю к документ – камере, а документ – камеру к ноутбуку. В это время Smart board в рабочем состоянии. Дистанционный пульт управления позволяет документ – камеру легко переключать на компьютер. Презентер имеет встроенную лазерную указка, может использоваться как беспроводная «мышка». Помимо того, устройство может использоваться в качестве мультимедийного пульта дистанционного управления для просмотра страниц презентаций в Power Point и страниц Смарт. Радиус действия до 20 метров. Сейчас у меня первый класс, но дети моментально научились пользоваться презентером. Когда они делали сообщение на внеклассном занятии «Хочу всё знать», брали презентер, вставали так, чтобы всем было видно экран, рассказывали и в нужный момент листали презентацию (руку с презентером можно держать даже за спиной). Презентер – это моя давняя мечта, наконец-то он у нас есть! Родители учеников очень заинтересованные люди и обычно помогают детям подготовить пятиминутное сообщение. Без их помощи успеха не будет!.. В первом классе у детей в основном наглядно-образное мышление. Им необходимо научиться правильно ручку держать, правильно оформлять работу в тетради, особенно по математике. Постоянно нужен образец. Документ – камера позволяет мне демонстрировать работы лучших учеников, как эталон. Это оказалось более эффективно, нежели эталон учителя! Ребята старались быть внимательными, аккуратными, чтобы именно их работа стала эталоном для остальных учеников. Когда 3-4 ученика выполнят и покажут отличные работы, остальные понимают, что это возможно, но у них пока не хватило внимательности, усидчивости или тренировки в скорости письма. (На уроке я периодически отключаю экран с помощью кнопки «mute» на пульте проектора. Пульт может работать на расстоянии, даже если я у последней парты.) Пульт документ – камеры позволяет быстро переключиться на компьютер и продолжить работу со Smart board.() На уроках письма я переставляю документ – камеру на первую парту. Это почётное место может занять ученик, у которого во время работы на данном уроке каллиграфия оказалась лучше многих и не было орфографических ошибок. Тогда этот ученик выполняет работу - эталон, а все видят, как он красиво выводит буковки, правильно держит ручку. (8,9,10) За урок на этом почетном месте могут поработать 3-4 ученика. Поэтому ни у кого не остаётся сомнений, что писать быстро, красиво и без ошибок на уроке возможно. Тем более, что у нас одноместные парты… На уроке труда мы тоже используем документ – камеру. Например, при выполнении аппликации дети показывают, как они держат ножницы при вырезании деталей, как накладывают шаблон и его обводят… (фото11,12,13) Со Smart доской и документ–камерой, презентером я так привыкла работать, что уже не смогу по-другому. Вот ссылки, по которым можно посмотреть видеоролики об использовании этого оборудования на моих уроках: http://www.youtube.com/watch?v=TI4Kiaw4KsA - «Почему именно SMART board» http://www.youtube.com/watch?v=E_N2GDeKYXw - «Презентация доски. Дети и родители» Очень жаль, что у учителя начальных классов нет методических часов, у меня пока нет времени изучить все возможности моего оборудования. Никто не оплачивает подготовку таких уроков. Делать всё за счёт личного времени и своей семьи… дело бесперспективное! А в общем-то желаю всем успехов и оплаты труда в соответствии с квалификацией, а не по стажу!!!
 
    
    
Категория: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | Добавил: admin1 (03.10.2011)
Просмотров: 3452 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]