Главная » Статьи » МЕТОДИСТ

МЕТОДИЧЕСКИЙ БАНК. О некоторых формах методической работы в школе

О некоторых формах методической работы в школе

 

 Учитель живет до тех пор, пока учится:

как только перестает учиться, в нем умирает УЧИТЕЛЬ…

 

 

   Всем известно, что методическая работа в школе должна способствовать оказанию действенной помощи учителям в улучшении организации образовательного процесса, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышению теоретического уровня и квалификации педагогов. Но как сделать так, чтобы методическая работа стала в школе не формальной, а действенной, эффективной и интересной для каждого учителя? На наш взгляд, именно работа над единой методической темой дает возможность системно и результативно решать задачи повышения мастерства учителя, его компетентности. В течение последних пяти лет педагогический коллектив школы работал над единой методической темой (ЕМТ) «Компетентностный подход к образованию школьников». Деятельность учителей была направлена на изучение и решение проблем современного образования, которые отмечает в своих работах по компетентностному подходу в обучении и воспитании доктор педагогических наук А.В. Хуторской: «Ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают затруднения в использовании этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций». 2009 – 2010 учебный год стал для педагогического коллектива школы годом обобщения работы над ЕМТ. Учителям было предложено объединиться в группы сотрудничества для представления опыта работы в рамках ЕМТ по темам: ü Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика. ü Технологии компететностно – ориентированного обучения. ü Применение ИКТ – технологий в учебно – воспитательном процессе. ü Подготовка школьников в условиях ЕГЭ и ГИА. В течение учебного года один раз в четверть в школе проводились методические недели по предложенным темам. Для примера - план методической недели «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика» (19 октября – 24 октября 2009 г.) ü Обсуждение плана методической недели. ü Методические посиделки «Критерии эффективности современного урока и формирование предметных компетенций учащихся», «Как анализировать свой урок», «Вопросы ученику после урока» (для участников группы сотрудничества). ü Выпуск методического бюллетеня «Основные компоненты современного урока», «Критерии эффективности современного урока», «Общие критерии анализа урока». ü Критерии эффективности личностно ориентированного урока Перечень Содержательная характеристика критериев

критериевПословицы и поговоркиАфоризмы Поэтические мысли

1 Личностная значимость для учащихся К чему душа лежит, к тому и руки приложатсяМой стакан невелик, но пью из своего стакана [Альфред де Мюссе)Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже, как умею... (Ю.Левитанский)

2. Комфортность, благоприятный психологический климат Тот дом богат, в котором ладЕстественные стремле­ния человечества, приведенные к самому простому знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтобы всем было хорошо» (Н.А.Добролюбов)Великолепен мир, судьба сюрпризна, И хочется звенеть, как бубенцу... (Г.Столбов)

3. Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьниковЖивет лишь тот, кто творитДети — это цветы. Нельзя... требовать, чтобы все цветы одинаково пахли (В.М.Дорошевич)Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы, как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее (Е.Евтушенко)

4. Обогащенность жизненного опыта учащихся Не тот много знает, кто много живет, а тот, кто много видитЕго пример другим наука А.С.Пушкин)Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто, жить готовясь, в детстве не живет (С.Маршак)

5. Духовно-нравственная ценность Где свято не пето, там и хоровода нетуЧем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь(А.П.Чехов)Познай, где свет, Поймешь, где тьма. (А.Блок)

6. Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение урока В хорошей артели всяк при делеНе родственные связи создают друзей, а общность интересов (Демокрит)Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется (Н.Рыленков)

ü Проведение открытых уроков (по особому плану) с последующим самоанализом и анализом деятельности учителя и учащихся с точки зрения эффективности и формирования предметной компетенции ü Выпуск методической фотогазеты «Вести с открытых уроков». ü Сбор и оформление материалов методической недели для выпуска школьного «Альманаха». Опыт проведения методических недель через организацию групп сотрудничества показал, что данная форма методической работы способствовала стимулированию и развитию творческого исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечению роста профессионального мастерства педагогов. Опыт работы всего педагогического коллектива школы над ЕМТ был обобщен на районном семинаре «Компетентностный подход к образованию школьников». В 2010 – 2011 учебном году началась работа над ЕМТ «Формирование компетентности участника образовательного процесса как основа достижения нового качества образования». В школе проводится фестиваль инновационных педагогических идей, задачами которого являются создание условий для мотивации инновационного поведения педагогов, развитие их творческого потенциала. В рамках фестиваля планируется проведение постоянно действующего семинара «Пути повышения качества образования» (каждая третья среда месяца), организаторами которого являются методические объединения учителей, директор школы. В течение каждой четверти определенное методическое объединение знакомит коллег с теоретическим инновационным опытом для возможности использования в практике работы, представляет собственный опыт работы и как учитель – предметник, и как классный руководитель через проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий и других форм обмена инновационным опытом. Педагогический совет школы также готовит и проводит данное методическое объединение в рамках объявленной темы. Предполагается, что такая форма методической работы позволит включить педагогов в активную работу по принятию представляемого опыта, повысит компетентность учителя, что является основой качественного образования ученика.

 

                                                        

                                                                        

 

Легошина С.Н.

Куратор методической работы МОУ «Школа №15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района города Казани

  

Категория: МЕТОДИСТ | Добавил: admin1 (11.02.2011)
Просмотров: 3196 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]