Главная » Статьи » МЕТОДИСТ

О проблемах культурного образования
  …Культура является важнейшей и обязательной частью духовного мира человека, без чего немыслимо превра-щение народа в нацию. …Все доныне известные образовательные системы включали и включают «…литера­туру и изобразительное искусство, музыку во все области воспитания и об­разования наших школьников, как важней­ший компонент формирования личности, как ничем не заменимое средство формирования их духовного мира» [1, с. 30]..
    В советской школе большую поддержку получили вне урочные формы культурно - воспитательной работы. По всей стране были открыты клубы и дворцы детского твор­чества, организованы музыкальные студии. Была со­здана сеть детских музыкальных школ. Проводилась системная работа по поиску одаренной молодежи. Большую роль в этой работе сыграли смотры детской художественной самодеятельности, которые проводились на школьном, районном, городском, областном (республиканском) и государственном уровнях и имели общественный резонанс К руководству художе­ственной самодеятельности привлекались высоко­квалифицированные специалисты. Оценка качества работы также осуществлялась специалистами в со­ответствующей области искусства. Деятельность школы оценивалась с учетом качества работы с детьми на уроках и во внеурочное время. Потребность в педагогических кадрах повлекла за собой открытие большого количества художественных, музыкально-педагогических учебных заведений. В результате Советская Россия стала музыкальной дер­жавой мира, одной из самых читающих и образован­ных стран. Советское искусство завоевало мир. Освоение собственной национальной культуры воспитывало у молодого поколения уважение к куль­туре других народов. Созидательная деятельность стала преобладать над агрессией и распущенностью.       «Сегодняшняя молодежь, - говорит в своем интервью известный композитор, лауреат Гос премии СССР B.C. Дашкевич, - интенсив­но раскультуривается. Большинство информации, которую она воспринимает, - абсолютный мусор. Культурное одичание - реальность» [2, с. 10].
   Между тем, коммерциализация обучения вынуж­дает современную школу отказаться от воспитатель­ных функций. Предпринимается попытка превратить учителя в мене-джера, оказывающего образователь­ные услуги. Под разными предлогами из школы вы­тесняются предметы об-разовательной области «Ис­кусство», и прежде всего музыка. …один из руководителей школы при общем одобрении осталь­ных заявил, что ему учитель музыки теперь не ну­жен вовсе, потому что школа приобрела караоке.   Пренебрежительное отношение к учителю искусст­ва по вертикали спускается вниз. Во многих регио­нах страны оплата труда учителя искусства по уста­новленным коэффициентам ниже, чем у учителей других специиальностей. А ведь учитель искусства - это особая профессия, требующая не только зна­ний, но и особого таланта, исполнительских умений публичного выступления. На уроке учитель музыки должен быть не только педагогом, но и музыкантом. В хорошей, полноценной школе учитель музыки является центром всей внеурочной просветитель­ской работы с детьми. Без участия квалифициро­ванного учителя музыки не может быть вообще качественной воспитательной работы в школе.
    Проблема усугубляется и тем, что нынешнее поколение родителей является результатом «пере­строечной» школы и в подавляющем большинстве не может явить детям пример образованности. Из семьи ушла книга и домашняя фонотека. Теперь не модно, да и не по карману, иметь в доме фортепиано. Молодежь не знает своих народных песен (особенно это касает­ся русских регионов) и не имеет возможности ус­лышать их без развязно-пародийной интерпретации в средствах массовой информации. Страна без преувеличения стоит на грани всеобще­го одичания.
   В этой ситуации государство должно обязать
   1. Восстановить в школьной образовательной системе учебно-воспитательную значимость пред­метов искусства.
   2. Значительно улучшить профессиональную под­готовку учителя музыки, обратив особое внимание на практическую часть этой подготовки.
   3.Стимулировать приток в школу талантливой молодежи, соответствующей оплатой труда учителя искусства.
   4. Прекратить практику передачи внеурочной музыкально-воспитательной работы от школьного учителя музыки педагогам дополнительного обра­зования.
   5. Профессионально, на основе результатов серьезной экспериментальной работы разобраться со стихийным потоком все новых и новых учебных программ, пособий и методических рекомендаций.
     Многие авторы программ и пособий акцентируют внима-ние на том материале и на том виде детской деятельности, который ближе им самим по их собственной специа-лизации. К примеру, искусствовед по базовому образованию пытается наполнить содержание музыкальных занятий музыковедческими сведениями. В итоге урок музыки превращается в разговор о музыке, литературе и изобразительном искусстве.   При этом такая важнейшая форма приобщения детей к музыке, как хоровое пение, сама собой ушла из школьного быта.
     Страна перестала петь!
  6. Необходимо вернуться к системе смотров дет­ской художественной самодеятель-ности (школа - район - город - облать - столица), что, безусловно, активизирует твор-ческую деятельность школьников и учителей. Конечно, все это требует определен-ных финансовых затрат. Однако, когда речь идет о духовно-нравственном состоянии нации, нужно эту работу начинать срочно, чтобы потом не было поздно.
  7. Восстановить на радио и телевидении музыкаль­ные редакции для детей с целью пропаганды и попу­ляризации национальной и классической музыки.
  8. Обеспечить через государственную дотацию и спонсорскую деятельность издание для семьи и школь­ных учителей недорогой литературы по искусству.
  9. Начать работу по искоренению из учебно-воспитательного процесса школы бумаготворчества, фор­мализма, имитации научной деятельности. К сожалению, педагогические исследования в последние десятилетия множатся в геометрической прогрессии. Скороспелые выводы и наукообразная терминология заполонили школьную документацию, отвлекая учителя и воспитателя от основных его обязанностей. Объем отчетов и самоотчетов достиг угрожающих школьному делу размеров.
    И наконец, прекратить пагубную практику фор­мирования управленческих команд из числа людей с низким уровнем общей культуры.
    Руководители школы должны не только быть хорошими организато­рами, но и иметь опыт общения с миром искусства.
    Чарль Дарвин в конце своей жизни писал: «Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки, по крайней мере, раз в неделю».
 
  Литература
1.Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной шко­лы// Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. - М., 2001
2.Дашкевич B.C. «Великое культурное одичание», или Культурный реквием // Учитель музыки. 2010. №4(11).
3.Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в при­кладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995.
4. ЛысенкоВ.Г. "Приглашение к разговору" н.мет журнал "Методист" №8 2011,к.п.н. доцент кафедры художественного образования Брянского Государственного Университета.
Категория: МЕТОДИСТ | Добавил: admin1 (28.12.2011)
Просмотров: 1538 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
You've really capteurd all the essentials in this subject area, haven't you?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]