Главная » Статьи » МЕТОДИСТ |
О проблемах культурного образования
…Культура является важнейшей и обязательной частью духовного мира человека, без чего немыслимо превра-щение народа в нацию. …Все доныне известные образовательные системы включали и включают «…литературу и изобразительное искусство, музыку во все области воспитания и образования наших школьников, как важнейший компонент формирования личности, как ничем не заменимое средство формирования их духовного мира» [1, с. 30]..
В советской школе большую поддержку получили вне урочные формы культурно - воспитательной работы. По всей стране были открыты клубы и дворцы детского творчества, организованы музыкальные студии. Была создана сеть детских музыкальных школ. Проводилась системная работа по поиску одаренной молодежи. Большую роль в этой работе сыграли смотры детской художественной самодеятельности, которые проводились на школьном, районном, городском, областном (республиканском) и государственном уровнях и имели общественный резонанс К руководству художественной самодеятельности привлекались высококвалифицированные специалисты. Оценка качества работы также осуществлялась специалистами в соответствующей области искусства. Деятельность школы оценивалась с учетом качества работы с детьми на уроках и во внеурочное время. Потребность в педагогических кадрах повлекла за собой открытие большого количества художественных, музыкально-педагогических учебных заведений. В результате Советская Россия стала музыкальной державой мира, одной из самых читающих и образованных стран. Советское искусство завоевало мир. Освоение собственной национальной культуры воспитывало у молодого поколения уважение к культуре других народов. Созидательная деятельность стала преобладать над агрессией и распущенностью. «Сегодняшняя молодежь, - говорит в своем интервью известный композитор, лауреат Гос премии СССР B.C. Дашкевич, - интенсивно раскультуривается. Большинство информации, которую она воспринимает, - абсолютный мусор. Культурное одичание - реальность» [2, с. 10].
Между тем, коммерциализация обучения вынуждает современную школу отказаться от воспитательных функций. Предпринимается попытка превратить учителя в мене-джера, оказывающего образовательные услуги. Под разными предлогами из школы вытесняются предметы об-разовательной области «Искусство», и прежде всего музыка. …один из руководителей школы при общем одобрении остальных заявил, что ему учитель музыки теперь не нужен вовсе, потому что школа приобрела караоке. Пренебрежительное отношение к учителю искусства по вертикали спускается вниз. Во многих регионах страны оплата труда учителя искусства по установленным коэффициентам ниже, чем у учителей других специиальностей. А ведь учитель искусства - это особая профессия, требующая не только знаний, но и особого таланта, исполнительских умений публичного выступления. На уроке учитель музыки должен быть не только педагогом, но и музыкантом. В хорошей, полноценной школе учитель музыки является центром всей внеурочной просветительской работы с детьми. Без участия квалифицированного учителя музыки не может быть вообще качественной воспитательной работы в школе.
Проблема усугубляется и тем, что нынешнее поколение родителей является результатом «перестроечной» школы и в подавляющем большинстве не может явить детям пример образованности. Из семьи ушла книга и домашняя фонотека. Теперь не модно, да и не по карману, иметь в доме фортепиано. Молодежь не знает своих народных песен (особенно это касается русских регионов) и не имеет возможности услышать их без развязно-пародийной интерпретации в средствах массовой информации. Страна без преувеличения стоит на грани всеобщего одичания.
В этой ситуации государство должно обязать
1. Восстановить в школьной образовательной системе учебно-воспитательную значимость предметов искусства.
2. Значительно улучшить профессиональную подготовку учителя музыки, обратив особое внимание на практическую часть этой подготовки.
3.Стимулировать приток в школу талантливой молодежи, соответствующей оплатой труда учителя искусства.
4. Прекратить практику передачи внеурочной музыкально-воспитательной работы от школьного учителя музыки педагогам дополнительного образования.
5. Профессионально, на основе результатов серьезной экспериментальной работы разобраться со стихийным потоком все новых и новых учебных программ, пособий и методических рекомендаций.
Многие авторы программ и пособий акцентируют внима-ние на том материале и на том виде детской деятельности, который ближе им самим по их собственной специа-лизации. К примеру, искусствовед по базовому образованию пытается наполнить содержание музыкальных занятий музыковедческими сведениями. В итоге урок музыки превращается в разговор о музыке, литературе и изобразительном искусстве. При этом такая важнейшая форма приобщения детей к музыке, как хоровое пение, сама собой ушла из школьного быта. Страна перестала петь! 6. Необходимо вернуться к системе смотров детской художественной самодеятель-ности (школа - район - город - облать - столица), что, безусловно, активизирует твор-ческую деятельность школьников и учителей. Конечно, все это требует определен-ных финансовых затрат. Однако, когда речь идет о духовно-нравственном состоянии нации, нужно эту работу начинать срочно, чтобы потом не было поздно.
7. Восстановить на радио и телевидении музыкальные редакции для детей с целью пропаганды и популяризации национальной и классической музыки.
8. Обеспечить через государственную дотацию и спонсорскую деятельность издание для семьи и школьных учителей недорогой литературы по искусству.
9. Начать работу по искоренению из учебно-воспитательного процесса школы бумаготворчества, формализма, имитации научной деятельности. К сожалению, педагогические исследования в последние десятилетия множатся в геометрической прогрессии. Скороспелые выводы и наукообразная терминология заполонили школьную документацию, отвлекая учителя и воспитателя от основных его обязанностей. Объем отчетов и самоотчетов достиг угрожающих школьному делу размеров.
И наконец, прекратить пагубную практику формирования управленческих команд из числа людей с низким уровнем общей культуры.
Руководители школы должны не только быть хорошими организаторами, но и иметь опыт общения с миром искусства.
Чарль Дарвин в конце своей жизни писал: «Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки, по крайней мере, раз в неделю».
Литература
1.Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы// Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. - М., 2001
2.Дашкевич B.C. «Великое культурное одичание», или Культурный реквием // Учитель музыки. 2010. №4(11).
3.Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995.
4. ЛысенкоВ.Г. "Приглашение к разговору" н.мет журнал "Методист" №8 2011,к.п.н. доцент кафедры художественного образования Брянского Государственного Университета.
| |
Просмотров: 2804 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||