Главная » Статьи » МЕТОДИСТ

Возвращение к духовно-нравственным истокам…
  Еще 15-20 лет назад трудно было представить, что в педа-гогическом сообществе (и не только в педагогическом) нашей страны будет бурно обсуждаться вопрос о возможности введения в школьное образование предметов, связанных с изучением религиозной культуры. Советская школа сфор-мировала в нас, её выпускниках, исключительно атеистическое мировосприятие. Но все течет – все изменяется. Изменения пришли и в наше общество. Вопрос о духовно-нравственном воспитании, религиозном образовании в последнее 10-летие все чаще обсуждается представителями как системы образования разного уровня, так и религиозными деятелями.
     В 2009 году Президент РФ Л.А.Медведев дал поручение МО и Н РФ «обеспечить решение … вопросов, касающихся введения в общеобразовательных учреждениях новых предметов…» В связи с этим Федеральным институтом развития образования (ФИРО) разработана программа нового курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (сокращенно ОРКСЭ), которая включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддист-
ской культуры», «Основы мировых религий», «Основы светской этики». Кроме того, ФИРО разработаны учебники по каждому модулю, книги для педагогов и родителей. Готовятся к печати учебники и методические пособия, разработанные авторскими коллективами под руководством АПКиППРО. В 21 регионе России был проведен эксперимент по введению данного курса, который получил положительную оценку. Но несмотря на это, остается много вопросов и сомнений по поводу целесооб-разности повсеместного введения предложенного курса, его структуры и содержания, механизма введения и уровня профессиональной готовности руководителей и педагогов.
    Хочу поделиться своими мыслями по этому поводу. В ноябре 2011 года я была направлена в Москву в ФИРО на курсовую подготовку тьюторов по введению нового курса. До этого я, как и большинство в нашей республике, имела весьма поверхностные представления о новом курсе ОРКСЭ. Даже сложилось такое впечатление, что проблема введения этого курса намеренно замалчивается из-за боязни «разбудить спящую собаку», образно выражаясь, чтобы не создавать конфликтную ситуацию на национально-религиозной почве в нашей многоконфессиональной республике. Эти опасения и сейчас еще живут в сознании части руководителей и педагогов. Эти сомнения и опасения были и у меня до обучения на этих курсах в Москве. Казалось, как можно делить детей на группы по национальному, конфессиональному признаку? Как работать с родителями, чтобы они правильно поняли задачи нового курса и стали соратниками школы в этом важном деле? Какому учителю доверить преподавание этого курса? Как вписать в утвержденные учебные планы новый курс, который должен преподаваться в 4 классах всех школ России с 1 апреля 2012 года?
   Вопросов много, и на некоторые из них я получила ответ в Москве, общаясь с представителями разных регионов нашей страны, в том числе и с теми, кто уже отработал в экспе-рименте, а также с учеными, педагогами, занимавшимися разработкой содержания курса. Конечно, пришлось изучить и необходимую литературу в научно- педагогических журналах (к сожалению, отметила про себя, что, читая журналы, проходила зачастую мимо материала на эту тему. Да и неудивительно. Мы же внедряем другие важные проекты… ).    
    Во-первых, после прослушанных лекций на курсах внедрение модулей мне уже не казалось таким «опасным» явлением. Ведь по замыслу разработчиков концепции этого курса, совершенно не предполагается введение религиозного образования. Мы знакомим ребенка с основами той культуры, которая является традиционной для его семьи, причем, что очень важно, выявляя то общее, что объединяет все конфессии – это общечеловеческие духовные начала. В содержание каждого модуля в первую очередь заложены представления о таких ценностях, как «семья, родина, народ, культура, добро, милосердие, любовь, дружба и т.д.». Главное - сформировать у маленького члена нашего общества любовь к своей культуре и уважительное отношение к культуре представителей других конфессий, других культурных традиций.
    Во – вторых, на вопрос, как это сделать, учитывая возраст выпускника начальной школы, тоже получила ответ. Первое – через организацию проектной деятельности, второе – через проектную деятельность совместно с родителями ученика. Именно родители, бабушки и дедушки должны стать самыми верными помощниками учителя. В связи с вышесказанным, возникает вопрос о кадрах, ведь никакие государственные вузы не готовили специалистов в области «Религиоведения». Кто должен преподавать этот курс? Учитель начальных классов? Или учитель истории? Филолог? Учитель эстетического цикла? Однозначного ответа нет. Ясно одно, что это должен быть педагог мудрый, деликатный, толерантный, обладающий общей культурой и культурой речи. И так как методически этот курс еще пока слабо разработан, это должен быть человек, стремящийся к саморазвитию, способный к самообразованию в малоизвестной ему области.
     Наша республика пошла другим путем, отличным от всей России: нам оставили для выбора только 2 модуля. Хорошо это или плохо? Конечно, справиться с 2-мя модулями проще, чем с 6-ю. Но в таком случае, на мой взгляд, изменится сам принцип подхода к этому курсу. Опасаюсь, что 2 выбранных модуля, наиболее наукообразные, не вызовут такого интереса у учащихся 4 класса. Да и родители вряд ли станут помощ-никами учителя в подготовке совместных с детьми проектов. Значит, опять, как всегда, вся надежда на учителя, на его творческий подход, на арсенал педагогических приемов, которыми он владеет. В связи с этим, обязательным требованием к преподавателю ОРКСЭ в школе является прохождение курсовой подготовки, которая сейчас организована в нашей республике на базе ИРО РТ в дистанционном режиме.
     Хочется надеяться, что новый курс, направленный на духовно-нравственное развитие наших детей, займет достойное место среди всех других важных школьных предметов, что он будет интересен школьникам и родителям, что он сыграет определенную роль в формировании личности каждого ребенка. А учителям, которым выпала роль «проводника вечных истин», желаю, конечно, успехов в этом новом деле, но не только успехов… А еще (и это немаловажно!) и самим получать удовольствие от общения с миром культуры.
 
     Для справки.
   Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России[1] — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения. Список модулей: 
  «Основы православной культуры»
· «Основы исламской культуры»
· «Основы буддийской культуры»
· «Основы иудейской культуры»
· «Основы мировых религиозных культур»
· «Основы светской этики» ·
    Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. ·
    Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним[2].
 Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ: · знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; · развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; · обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечи-вающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; · развитие способностей младших школь-ников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия[2].
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»
   Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества[2]. Основные особенности:
 · Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги;
 · Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
 · Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
 ·Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса; · Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;
 · Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;
 · Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса[2].
Профессиональные рецензии
   Экспертами, работающими в Российской академии наук, был сделан однозначный вывод о недопустимости использования в школах Российской Федерации выпущенных в 2010 году учебников по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»[]. Учебник содержит многочис-ленные признаки грубого нарушения Конституции РФ, агрессивно, в миссионерском ключе грубо навязывает ученикам определённую религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству. Учебник несостоятелен в научном плане, в нём не определено понятие «религиозная культура» и вместо неё вводится плоско поданная религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением, отсутствует биографический и страноведческий материал, необходимый для раскрытия предмета.
 Мнения:
В словарях дано определение понятия "этика", про "светскую этику" - ни слова. Так, что же будут изучать на этом уроке дети? Может быть г. Кураев ответит?
   "Некорректно противопоставлять светскость религии. Слово светский не означает нерелигиозный. Я раскрываю словарь французского языка и вижу: laique - 1. светский, мирской; laique ecole - школа не подлежащая духовному ведомству. 2. мирянин.
Из Европы, из Франции пришло слово «светский». Его антоним – слово «клерикальный», а не слово «религиозный». Светский - значит неконтролируемый и не финансируемый церковной властью – и все.
Математик, работающий в католическом университете – это не светский ученый, И хотя в его лекциях нет ни слова о Боге - он получает деньги из церковной казны и потому зависим от клириков.
А вот Соловьев, Бердяев, Достоевский, Франк – это русские православные светские мыслители (в отличие от профессора Московской духовной Академии Павла Флоренского). Они были светскими людьми, независимыми от церковной иерархии, не служащими церкви, но имеющими определенные религиозные убеждения.
Кроме того, философская этическая мысль России развивалась именно в рамках христианства. Все остальное было очень банальным и вторичным. То, что было живым в этической мысли в советские времена, все равно было связано с христианством: Лосев, Бахтин, Мамардашвили, Аверинцев...
Если бы мне предложили написать учебник по светской этике, как автор, я был бы счастлив. Ведь чем отличается светская этика от религиозной? У тебя нет канона. Ты не связан ни церковным послушанием и иерархией, ни догматами, ни канонами, ни сакральным текстом".
    Так и подразумевается: светская этика -- этика в сферах, неконтролируемых и не финансируемых церковной властью? И это обязательно нужно указывать в названии учебника по этике? Однако, с таким же успехом ее можно назвать и нетюремная, неврачебная и много-много еще не какая. Почему же выделяется только "нецерковная"? Дело тут не в словарях (и тем более нерусского языка). Слова многозначны и курс пишется не столько под его толкование в словаре, сколько под его задачи.
 
 Касательно школьного курса: название его компонента "светская этика" звучит как-то двусмысленно. Если целью предмета является воспитание именно нравственности в школьниках, то разумнее было бы, хотя бы в названии, не противопоставлять религиозную и светскую этику. Светская этика – нравственность, мораль, понимаемые как система норм и правил, выработанных обществом и им охраняемых. Религиозная этика – это этика, которая основывается как на естественных, социальных фактах морали, так и на откровении Богом человеку нравственных истин. Утверждается, что умопостигаемые людьми нравственные истины дополнены в откровении теми, которые нельзя «открыть» умом, как, например, заповедь любви к врагам своим или истина об освящающей душу Божией благодати и т.п [Войтыла К. (папа Иоанн Павел II). Основания этики // Вопр. философии. – 1991. - № 1.]
т.е. религиозная этика - это светская этика + заповеди Бога. Но здесь может быть не вся светская этика, а только та ее часть, которая не противоречит заповедям Бога. При этом светская этика может быть выше и содержательнее религиозной. Например, когда она осуждает опору на страх, чудеса..
Категория: МЕТОДИСТ | Добавил: admin1 (28.12.2011)
Просмотров: 3510 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]