Главная » Статьи » МЕТОДИСТ |
Создание медиатеки в школе
Ни для кого не секрет, что в современных условиях жизни, при тотальном внедрении информационно-компьютерных технологий в образование, работу, быт, библиотека не может оставаться на прежнем уровне функционирования, а должна трансформироваться в более современное информационное учреждение, идущее в ногу со временем. Это сейчас и происходит со многими библиотеками, в том числе и школьными. Меняются модели библиотек – это и информационные, информационно-краеведческие, информационно-диагностические, информационно-правовые центры, медиатеки. Я работаю в школьном информационно-диагностическом центре, который является структурным подразделением Центра образования № 178 г. Казани. В перспективном плане нашей работы стоит создание медиатеки как самостоятельной единицы, а в дальнейшем, и медиа-холдинга. Частично у нас есть условия для создания медиатеки - есть отдел медиаресурсов, есть техническое оснащение, но есть еще над, чем работать. Медиатека в школе — такое структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств; располагает комплексом оборудования и мебели для хранения книг, информационных и технических средств, читальным залом с различными рабочими зонами, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития творческих способностей учащихся.
Задачами школьной медиатеки являются:
1. Сбор, накопление, обработка, систематизация информации и доведение ее до пользователя.
2. Выявление информационных потребностей и в удовлетворении запросов в области новых информационных технологий и инноваций;
3. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, DVD и пр.).
4. Осуществление взаимодействия с информационными центрами (РЦПИ, ОЦПИ, РИПЦ) с целью обмена информацией накопления собственного банка информации.
5. Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей (администрации школы, педагогов, родителей, учеников) по отбору и поиску информации на различных носителях, а также обучение при работе с ней.
7. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в проектной, исследовательской деятельности, при выполнении творческих работ.
Представляя многокомпонентную информационно-образовательную среду, медиатека является таким структурным подразделением школы, в котором присутствуют следующие элементы её эффективного функционирования:
-фонд средств информации и технические средства для её использования, оборудование и мебель;
-помещения для успешной самостоятельной работы с информацией и техническими средствами;
-сотрудники, способные обеспечить работу аппаратуры и творческую деятельность учащихся и учителей с ней.
Проработка и учет этих вопросов должны предшествовать созданию медиатеки в школе. Пользование медиатекой школы будет ориентировано при этом на учебную работу, как по основным предметам, так и по курсу углубленного изучения; на индивидуальную и широкую внеурочную деятельность в группах.
Внедрение средств новых информационных технологий в школьную медиатеку способно как преобразовать рутинную работу сотрудников, так и внести существенные коррективы в образовательно-воспитательный процесс. Сотрудник медиатеки с помощью компьютера с периферией (принтер, модем и др.) ведет
-учет библиотечного фонда, посещаемости,
-выдачу книг, обработку статистических данных;
-составляет, изменяет и тиражирует основные документы (справки, планы, отчеты, библиографические списки);
-использует в своей работе информацию, подготовленную в национальных библиотечных центрах и полученную посредством телекоммуникационной связи.
В школьной медиатеке собираются справочная и энциклопедическая литература, художественные произведения, учебники по всем предметам. Книга может и должна входить также и в состав учебно-образовательных комплектов вместе с нетрадиционными носителями информации. Информация, содержащаяся в периодических изданиях, может использоваться как эффективное средство в исследовательской работе школьников, но долго хранить периодику в медиатеке не представляется возможным. Целесообразно необходимую информацию из периодических изданий переносить на диски. Диски удобны для копирования материалов небольшого объема (по темам учебной программы). Они могут также использоваться для хранения необходимой информации из справочной и энциклопедической литературы. Применение дисков предполагает наличие в медиатеке аппаратов для их просмотра и чтения. Для этого в нашем центре есть пять компьютеров.
Современный уровень развития материальной базы школы позволяет расширить видовой состав традиционных средств информации и в школьных библиотеках. Это фонд не только книг, газет, журналов, но и фонд CD, DVD –дисков Учитель или учащийся считывают информацию с экрана компьютера, используя сеть Интернет, «электронную почту», то есть технологию получения информации удаленного доступа.
В медиатеке кроме обычных столов, за которыми можно прочесть книгу, выписать необходимые сведения из словарей и справочников, поработать над сочинением, докладом или рефератом, должны быть созданы условия для самостоятельных занятий школьников с нетрадиционными средствами информации.
Невозможно себе представить современный информационный центр без копировально-множительной техники. Школы в настоящее время предпочитают приобретать настольные модели, с максимумом функциональных возможностей, которые обслуживает один человек. Так в нашем центре стоит МФУ, где есть сканер, принтер, копир. Помимо этого в медиатеке должны присутствовать также технические средства: проекторы для групповых и индивидуальных работ, колонки и наушники, телевизор и т.д. Для нашего центра - это перспективный план развития, так как мы существуем всего второй год.
Хранение средств информации, нетрадиционных для библиотеки, может осуществляться либо на стеллажах, либо в специальных закрытых шкафах с различными внутренними упаковками, где диски уложены в специальные подставки, которые располагаются на полках по определенной классификации. При наличии уже значительного фонда записей, диски располагаются либо по учебным предметам, жанрам, проблематике дисков, видеоматериалов, либо в соответствии с классификацией, используемой в школьных библиотеках в настоящее время
Наличие любого средства информации в школьной медиатеке отражается в её каталоге, а также дублируется в картотеках с аннотациями. Более современно делать электронные картотеки и каталоги.
Площадь медиатеки также можно разделить на отдельные функциональные элементы — рабочие зоны, которые объединяются в одну систему обслуживания потребителей (учащихся и учителей). Анализ пространственного распределения площадей библиотек учебных заведений показывает, что традиционно они включают следующие зоны: книжный фонд, абонемент и справочную службу, места для индивидуальных занятий с книгой. Специфика медиатеки расширяет это понятие, добавляя к традиционным зонам следующие: фонд нетрадиционных для библиотек средств информации, места для индивидуальных и групповых занятий с ними.
В нашем центре все помещение зонировано. Здесь есть пять зон библиотечного обслуживания: 1)Читательская зона 2) Выставочная зона 3)Зона для занятий и исследований 4) Зона для проведения массовых мероприятий 5) Административная 1 - читательская, где размещены книги и периодические издания
2 - выставочная, где размещены выставочные стеллажи и витрины, медиа и фонотека, представлены книги, наглядные пособия и макеты, репродукции картин художников, а также ноутбук и аудиоколонки для обзора объемных книжных выставок
3 - зона для занятий и исследований, где размещаются столы для учебной работы и проектной деятельности, компьютеры с выходом в Интернет, информация о СБА ИЦ, справочная литература (СБФ), каталоги и картотеки, т.е. все виды СБА
При дизайне проектной зоны была использована идея объединения, интеграции и толерантности. Для проведения круглых столов в центре проекта располагается круглый стол-трансформер. В центре же самого круглого стола установлен большой глобус с под ставкой для книг, изданных в разных странах.
5 - административная зона, где расположены абонементный стол, компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, сканер, телефон, видеокамера и фотоаппарат, рабочее место для обработки мультимедийных материалов и редактирования электронных картотек, читательская картотека В школьной медиатеке возможно выделение места для зоны отдыха (зона 5). Наличие нескольких мягких кресел или банкеток, журнального столика поможет отдохнуть учителям и учащимся, почитать газеты и журналы, учащимся младшего школьного возраста — полистать книжки с картинками, порисовать.
Финансирование школьной медиатеки должно быть рассчитано на перспективу, что находит отражение:
в повышении окладов сотрудников библиотеки, так как они начинают осуществлять ранее не свойственные им функции: занимаются комплектованием и обработкой нетрадиционных для библиотек средств информации (видео-, компьютерной, диа-, магнито-и пр.), осваивают и активно работают с компьютером, видеотехникой и другими техническими средствами;
во введении новых ставок медиаспециалистов, работа которых необходима для поддержания в рабочем состоянии технических средств и эффективного функционирования деятельности любого рода с информационными средствами в условиях медиатеки;
в повышении объема денежных вложений на приобретение информационных средств;
магнитных записей, видеофильмов, компьютерных программ, диафильмов и пр. — для более полного формирования фонда медиатеки;
на приобретение технических средств обучения: компьютеров, видеомагнитофонов, магнитофонов и пр.— для качественного и полноценного использования фонда медиатеки.
Таким образом, на сегодняшний день современные школьные библиотеки должны встать на путь преобразования для предоставления максимума информации для пользователей. Только тогда сохраниться высокая востребованность этих учреждений.
| |
Просмотров: 7787 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |