Главная » Статьи » МЕТОДИСТ |
«Школьная медиатека"
«Школьная медиатека, как среда формирования информационной грамотности, информационной активности, информационной культуры учеников и учителей»
Учитель – «образ взрослых» в действии, движущая
сила развития ребенка.
Л.С. Выготский
Педагог – профессия особенная… А педагог-библиотекарь?
Сегодня педагоги школы ориентируют учащихся в различных областях знаний в соответствии с их запросами и потребностями; обеспечивают доступность материала для осмысления и усвоения учащимися новой информации; дают возможность для активной и разнообразной творческой самостоятельной деятельности учащихся; формируют устойчивую мотивацию обучения учащихся. А помогает им разобраться во всем этом многообразии школьный библиотекарь. В школе библиотекарь – это консультант, это куратор, гид и т.д. Мне очень помогает мой 33-летний педагогический стаж и работа руководителя МО учителей начальной школы.
Наряду с книгами школьные фонды пополняются видеоматериалами, компьютерными программами, базами данных и пр., а сами педагоги оснащаются соответствующим оборудованием и аппаратурой. Во многих школах уже эффективно работают медиотеки. Я еще в самом начале создания школьной медиатеки, но я убеждена, что информационно грамотный, информационно активный и информационно культурный человек получает неограниченный доступ к мировым информационным ресурсам. А это и является одним из приоритетов современного образования. Развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня учителя и ученика (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.). Пользователем Интернета я являюсь уже 13 лет и уже не представляю себя без компьютера и Интернета. Даже мысли проясняются, а идеи рождаются, когда выходишь в виртуальное пространство. Появляется желание творить. Но главное за этими эмоциями не забывать, что хотя пространство и виртуальное, но пользователи Интернета реальные люди. Это означает, что там есть свои законы, правила, требования. И если ты уже информационно грамотный, информационно активный пользователь, то не забывай про информационную культуру. Информационная культура рассматривается как одна из граней общечеловеческой культуры, связанная с социальной природой человека и являющаяся продуктом его разнообразных творческих способностей, способностей человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях. Например, «преподаватель на основе изучения большого числа публикаций, анализа педагогического опыта порождает новое знание — новую методику, новую педагогическую технологию и т. п., оформляя его в какой-либо информационный продукт своей научно-исследовательской деятельности — статью, методические рекомендации. Учащийся в ходе своей учебной деятельности не создает нового знания, однако на основе изучения и анализа соответствующей литературы он также готовит информационные продукты — рефераты, доклады, проектные работы, в которых найденная в различных источниках информация перерабатывается» и становится определенным продуктом познания. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Одной из главных задач, стоящих перед учителем школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально «заглатывают» все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – Интернет, а в школьное сознание – виртуальные ресурсы. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Мультимедиа становится средством и инструментом познания на различных уроках. Она способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также развитию информационной грамотности. Применение мультимедийной техники на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в школе можно назвать создание мультимедийных презентаций». Сочетая в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, презентация становится эффективным стимулом к познанию. Учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций. Но при создании презентаций нужно придерживаться некоторых рекомендаций (например, для учащихся начальной школы): - Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
- На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
- Размер шрифта на слайде должен быть читаемым.
- Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
- Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
- Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать. Например, фон — светлый, а шрифт – темный, или наоборот ü Слайды должны быть синхронизированы с текстом.
- Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии.
- В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, тоже относится и к анимационным эффектам.
| |
Просмотров: 2541 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |