Главная » Статьи » УЧИТЕЛЬ |
УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ
"Государственная должность... состоящая во всевозможном попечении и воспитании мальчиков и девочек... — эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве". Платон
Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы слова "питать". Слова "воспитывать" и "вскармливать" не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольно-наемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. ...«греческое слово схолэ, вошедшее без перевода в европейские языки (schola, school, ecole, Schule, школа), переводится как "досуг", "свободное время"! Обладать им и посвящать его благородным наукам или упражнениям в гимнасии (отсюда "гимназия") мог только свободный человек, в отличие от раба или ремесленника, лишенного возможности умственного совершенствования и занятого только накоплением "материальных благ". (Разумеется, сейчас "раб" – не классовая категория: это – любой человек, становящийся рабом внешних ситуаций и примитивных физиологических потребностей»)
В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.
В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
(обратит внимание, у молодого человека - ноутбук.
Да-да, древние греки были очень продвинутыми)
Средние века – это тысячелетний период (V – XV вв.) в истории европейской культуры между Античностью и Возрождением (Ренессансом). «Средними», т.е. «срединными», «промежуточными», их назвали мыслители эпохи Возрождения. Они считали, что после крушения Римской империи наступила полоса культурного одичания.
Но сегодня к Средневековью относятся как к эпохе утверждения и торжества христианской веры. Человек эпохи Средневековья прежде всего христианин. Христианство сделало человека лично ответственным за свою жизнь и за все мысли и деяния. При этом он ощущал себя частью какого-либо человеческого сообщества и поступал как должно христианину, мужу, рыцарю, монаху, крестьянину, члену сельской общины, ремесленного цеха, жителю той или иной местности и т.д.
Основатель христианства именуется в Евангелиях "Учителем", и иконография Христа со свитком идет от античной манеры изображать философа как учителя, как главу школы – схоларха.
В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. Средневековье понимало весь мир как школу, в котором человек – прилежный школяр, и именно так звался его идеальный представитель – схоласт (ученый)!
В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..."'
Похвала книгам.
"Повесть временных лет", 1037 г.: Любил Ярослав Мудрый (ок. 978-1054) книги, "читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ...Отец его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное. Велика ведь бывает польза от учения книжного, <...> ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А-П.Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена". Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция( 551-479 г.г. до н.э.). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником:
"Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" — обращается к нему ученик. "Обогати ее", — отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" — спрашивает ученик. "Обучи ее!" — восклицает учитель. Человеком трудной и завидной судьбы является чешский педагог-гуманист
Ян Амос Коменский(1592-1670г). Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) -швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начального обучения. В своей теории элементарного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. И.Г.Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все — для других, ничего — для себя".
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег(1790-1866), которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям"'. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя. Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский(824-1871) — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения"'.
Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. А.С.Макаренко (1888 - 1939) -советский педагог и писатель. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А.С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания.
Ушинский (1824 - 1870/71) -русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.
Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. " Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике. Предначертано Богом , судьбою
Разум сеять, тепло и добро
Кто, УЧИТЕЛЬ , сравнится с тобою?
И кому столько в жизни дано?
*****
Учитель внутренней красою,
Не внешним лоском, а сияньем глаз
Несет он детям чистое, святое
И Бога молит, чтоб хранил и спас.
Красив Учитель сердца добротою
И всепрощеньем всяческих обид,
Душой прекрасной, вечно молодою
И потому судьба его хранит
Этими стихами В.Н. Лапшина об Учителе
мы открываем рубрики "УЧИТЕЛЬ"и "Поэтическая страница педагога".
Присылайте Ваши заметки, рассказы о Вашем первом учителе, учителе в вашей семье, о педагогических династиях и конечно же Ваши стихи!
| |
Просмотров: 13254 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |